День Воздушно-десантных войск традиционно отмечается 2 августа. В 2025 году он будет юбилейным: со дня рождения «голубых беретов» прошло 95 лет.
В 1930 году советское правительство приняло решение сформировать новый род войск, включающий обученных бойцов, которые могли бы наносить удары в тылу врага после парашютного десантирования. В 1954 году войска возглавил Василий Маргелов, и под его руководством ВДВ завоевали репутацию элиты Советской армии. Бойцы активно принимали участие в зарубежных операциях, включая Афганистан и Чехословакию, неоднократно выполняли роль миротворцев. Их престиж остаётся незыблемым и сегодня.
О своей службе в Воздушно-десантных войсках, жизненном пути рассказывает наш земляк, майор запаса ВДВ Валентин Васильевич Окорков.
- Я родился в селе Краснополка в большой крестьянской семье. Жили мы трудно, поэтому было принято решение направить меня на обучение в Карсунскую школу-интернат, где работала программа помощи малообеспеченным семьям. Там я жил, навещая родных по выходным и на каникулах.
Учился хорошо, активно занимался спортом, потому что с детства хотел стать военным. Нас было трое друзей, грезивших десантниками. Мечту удалось осуществить только мне. После окончания школы я поступил в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище, которое сегодня носит имя Василия Филипповича Маргелова. Конкурс был 17 человек на место, из Ульяновской области был зачислен один я. Кстати, с самим «дядей Васей» мне пришлось общаться дважды. Он приезжал в училище представлять новую боевую машину десанта, а потом несколько раз проводил проверки. Очень переживал за курсантов, считал ВДВ своим детищем и всячески поддерживал. Я сейчас вспоминаю его слова: «Попал в ВДВ - гордись, не попал - радуйся!» и понимаю, насколько он был прав. Ведь следующий афоризм «Десантник — пять минут орёл, остальное — лошадь» - чистая правда. Десантура – тяжёлый труд и огромная ответственность.
Начинал службу я в 104-й воздушно-десантной бригаде, которая в 70-х годах дислоцировалась в Кировабаде, в должности командира взвода. Там и стал свидетелем и участником Кировабадского погрома, когда азербайджанцы пытались провести этническую чистку, направленную против мирного армянского населения, проживающего в городе. Мы выступали в роли миротворцев, встали стеной на мосту, соединяющем «армянскую» и «азербайджанскую» части города, разделённые рекой. Я командовал группой быстрого реагирования, занимающейся «тушением» очагов вспыхивающих на улицах конфликтов.
Чем ещё запомнились мне первые годы службы? Наверное, тренировочным десантированием в Долину Смерти. Так назывался пустующий участок степи в 40 км от города, славящийся огромным количеством змей. Туда нас и сбрасывали, обычно под утро. Приземлялись, собирались и с полной выкладкой совершали марш-бросок в расположение части. И представляете, ни одного нападения змей не было! Вот что значит авторитет десантника – даже змеи боялись! В моём «арсенале» владение практически всеми видами боевого оружия, кроме холодного, и 180 прыжков. Но ярче всего запомнился первый: тогда перемешались и страх перед падением в голубую бездну, и восторг от полёта. Позже, конечно, страх притупился, а желание ощутить свободное парение, наоборот, возросло. Будучи уже офицером старался не упускать ни одной возможности прыгнуть с парашютом. Бывало, только приземлялся, сразу шёл опять на аэродром, чтобы подняться в небо со следующей группой. Так что нагрудный знак «Инструктор-парашютист» получил заслуженно. Ещё очень много занимался спортом - был постоянным участником соревнований по офицерскому многоборью, кандидатом в мастера спорта, защищал честь как училища, так, в дальнейшем, и дивизии. Показывал хорошие навыки в стрельбе, кроссе, плавании. Бывало, в программу включали и преодоление водных преград с оружием. Так что прыгали в воду с автоматами! Всегда занимали призовые места.
Через 13 лет службы меня перевели из Кировабада под Мурманск в 253-й мотострелковый полк. С дальнего юга – на Крайний Север. К тому времени я был женат, так что и моей супруге пришлось хлебнуть десантной романтики. Она – настоящая боевая подруга, мой надёжный тыл, прошла со мной огонь и воду, 47 лет уже поддерживает меня. В Мурманске я был назначен на должность заместителя командира батальона по вооружению. Прослужил там десять лет, вышел по выслуге на пенсию, но город не покинул. Устроился работать в милицию механиком по выпуску машин, благо имею квалификацию мастера по вождению боевых машин. Через несколько лет решили вернуться на малую родину, всё-таки жить на Севере не так уж просто, да и в родные края тянуло. Супруга Людмила Александровна тоже родом из Краснополки. Родственники пригласили нас в Сосновку, где сами проживали, и мы решили остаться поближе к родне в этом селе.
Вот такую школу десантуры я прошёл, о чём ни секунды не жалею!
Комментарии
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Об учителе с теплотой

Ульяновцев приглашают подать заявку на

Полвека вместе

Служба по контракту
