Год педагога и наставника

Фронтовик, учитель, патриот великой России

Поделиться:

 Течёт река времени. Минуло уже более семи десятков лет с того радостного Дня Победы 1945 года. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но подвигу народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории. У нас больше принято говорить о героях… Но разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошёл через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. И трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги, а просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они живут, не называют улиц их именами. Потому что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. Именно о них хочется рассказать — об учителях. О тех, кто, пройдя дорогами войны, выжив в столь жесточайших условиях, вновь вернулся в школы, чтобы учить, воспитывать подрастающее поколение ребят и девчонок.
Лебёдушкин Александр Романович - учитель математики и физики, директор Спасско-Куроедовской восьмилетней школы.
Этого человека в нашем селе знают многие и могут многое о нём рассказать. Его с большой теплотой и любовью вспоминают бывшие коллеги, ученики. 
Родился он в 1925-м году в селе Спасское Куроедово. Окончил семилетнюю школу, мечтал о будущем, но война перечеркнула все мечты. 
Семнадцатилетним пареньком в 1942 году  ушёл Александр Романович на фронт. Пройдя предварительную подготовку в течение трёх месяцев в городе Сердобске Пензенской области, он был направлен в 4-й Гвардейский батальон связи, который обеспечивал связь в 5-м Гвардейском Сталинградском полковом корпусе.  В составе батальона Александр Романович принимал участие в отражении наступления танковой армии генерала Фанштейна, рвавшегося к Сталинграду, участвовал в освобождении Воронежа, Старого Оскола, Курска,  в боях на Белгородско-Курской дуге. 
Особенно запомнилось ему великое танковое сражение под Прохоровкой, где с обеих сторон участвовало в сражении более тысячи танков. В этом бою Александр Романович был тяжело ранен, получил контузию. В списках части был отмечен как погибший. Домой матери ушла похоронка о том, что её сын погиб смертью храбрых. Мать долго плакала, а затем заказала в церкви панихиду. А тем временем Александр Романович лечился в госпитале. Рана плохо заживала, и его решили переправить в другой госпиталь в далёкий тыл. Поезд, на котором  он ехал, шёл по родной земле, остановился на станции Чуфарово, и вдруг в толпе народа Александр Романович увидел своего земляка Афанасьева Петра Алексеевича, окликнул его. Тот рассказал ему о похоронке.  И чтобы мать поверила, что он жив, Александр Романович в подтверждение отдал ему свою шинель. В октябре 1943 года Александр Романович был признан негодным к военной службе.
За выполнение боевых заданий был награждён двумя орденами - Славы III степени и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». 
Подлечившись, вернулся в родное село. Стал работать в колхозе «Труд» счетоводом, заочно учился в Мелекесском педагогическом институте. Окончив его в 1950 году, стал работать учителем математики и физики в Спасско- Куроедовской семилетней школе, а затем - и её директором. «Невысокого роста, широкоплечий, всегда с иголочки одетый: отутюженный костюм, чаще всего белоснежная рубашка, галстук, до блеска начищенные ботинки», - таким Александра Романовича помнят его коллеги по Спасско-Куроедовской школе. 
В школе пользовался большим авторитетом и среди учителей, и среди учеников. Его не боялись - его уважали. Он был прекрасным оратором, на своих уроках объяснял новый материал так, что усваивал его всякий ученик, независимо от его способностей, хотя предметы он вёл сложные. Это был педагог и руководитель от Бога.
Много Александр Романович сделал  для школы. Он стремился к тому, чтобы вверенное ему образовательное учреждение было уютным, блистало чистотой. Имея прекрасный почерк, многое в школе оформлял сам. Для уроков старался закупить наглядные пособия, которые без особого труда мог достать в магазинах города Ульяновска (это при имеющемся в то время дефиците). 
В те годы село было не электрифицировано. Школа освещалась с помощью керосиновых ламп, а ведь учились в две смены. Александр Романович решил построить электростанцию для школы. Купил движок, построил помещение. И вот с наступлением темноты окна школы заиграли светом. Сколько было радости у детей, теперь занятия проходили в хорошо освещённых классах. 
Как только появились первые телевизоры, зародилась мечта у Александра Романовича купить его в школу. На вырученные деньги от сбора золы и макулатуры наконец-то был куплен телевизор на радость ребятишкам и взрослым, которые в вечернее время ходили всей семьёй в школу посмотреть телевизионные программы. Ведь в то время в селе не было ни одного телевизора. 
Александр Романович уделял большое внимание трудовому обучению школьников. При школе была открыта мастерская, были закуплены столярные, слесарные инструменты, где детям прививались различные трудовые навыки.
Романтик по своей натуре, он хотел, чтобы его школа была самой лучшей. Вместе с детьми под руководством учителя математики  Курнаковой Зинаиды Ивановны и учителя биологии Макарова Максима Матвеевича разбили цветники вокруг школы, посадили деревья. С ранней весны и до поздней осени  территория школы благоухала  цветами.
Школа много помогала совхозу. В 60-е годы не хватало удобрений, и школьники, учителя, под руководством директора, на лошадях  собирали у населения золу, куриный помёт. Осенью помогали в уборке урожая: собирали початки кукурузы, убирали лук, картофель, сахарную свёклу. И всегда Александр Романович был вместе с детьми.
На заработанные деньги дети ездили на экскурсии в Ульяновск, Архангельск, Астрахань, Москву, Волгоград и т.д. Всё это прививало детям любовь к Родине, искусству.
Александр Романович был увлечённым человеком. Любил спорт, зимой ежедневно совершал лыжные прогулки. Имея ранение в обе ноги, он после войны немного прихрамывал, но с помощью физкультурных занятий сумел преодолеть свой недуг. По его инициативе в школе был построен спортзал, где дети в любое время могли заниматься спортом, спортсмены школы не раз занимали в районных соревнованиях призовые места.
Имея прекрасный голос, Александр Романович участвовал в художественной самодеятельности села. В школе тоже художественная самодеятельность  была на высоте. С концертами выступали в сельском клубе, на животноводческих фермах, на полевых станах, в тракторных бригадах, и везде школьникам были  рады.
Заботясь о здоровье детей, Лебёдушкин Александр Романович первым в районе открыл в школе буфет. В 60-е годы это было редкостью для сельской школы. Нашлось место для него около книжного самодельного шкафа.  Библиотекарь Михаил Степанович перед  переменой кипятил  большой самовар, и дети с  удовольствием выпивали между уроками стакан горячего чая с печеньем, пряником или выпечкой.
Всё, что ни делал Александр Романович, было на благо школы, на благо его родного села. Зная историю села не понаслышке, он выступил инициатором открытия памятника первым коммунистам. Вместе со школьниками и учителями его и построил. 
Ежегодно школьники озеленяли своё село, высаживая древесные насаждения вдоль улиц, и это тоже его заслуга.
Александр Романович на всё находил время. Это был инициативный, энергичный человек, в руках которого всё горело.
Никогда не оставался в стороне, вёл большую просветительскую работу. Его можно было встретить и на полевом стане, и на ферме, и в летнем лагере. Он хорошо разбирался не только в педагогике, но и в сельском хозяйстве. Каждому он мог объяснить, рассказать, помочь. Люди делились с ним не только радостью, но и горем. В течение нескольких лет он был депутатом сельского совета.
Почти четверть века проработал Александр Романович в Спасско-Куроедовской восьмилетней школе.
В 1975 году Александр Романович был избран председателем сельского совета села Урено-Карлинского. И здесь он продолжал трудиться на благо родного села, людей, живущих в нём. Особое внимание он уделял патриотическому воспитанию молодого поколения. В 1985 году ушёл  на заслуженный отдых.  
Но долго не смог отдыхать, вернулся вновь в школу, возглавив тепличное хозяйство в новой, только что отстроенной Урено-Карлинской средней школе. И здесь проявил себя как талантливый агроном. С ранней весны и до поздней осени в столовой школы была зелень, огурцы и помидоры. Выращенная им рассада  славилась далеко за пределами села, а за букетами из прекраснейших калл приезжали из разных мест.  А какой прекрасный сад он вырастил около своего дома! До 1995 года трудился ветеран в школе, в 70 лет он оставался стройным, подтянутым мужчиной, с прекрасной душой и горячим сердцем. 
В 2018 году Лебёдушкина Александра Романовича не стало, он прожил долгую, достойную жизнь, оставив след в сердцах своих учеников, односельчан. Годы не сотрут в нашей памяти доброту и человечность этого удивительного учителя. Низкий поклон и светлая память фронтовику, учителю, патриоту.