«Книжкин дом» – так с любовью и теплотой называют библиотеку большие и маленькие любители чтения. В XX веке библиотека слышала гораздо больше добрых слов, чем сейчас. Тогда всем было ясно, зачем приходят в библиотеку: студенты – за знаниями, дети – за добрыми приключенческими книгами, искали в произведениях человечность, ответы на вопросы о смысле жизни. В XXI веке всё поменялось, и поэтому возникает вопрос: нужны ли библиотека и библиотекарь? Важнейшим вопросом считала детское чтение Н.К. Крупская: «Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определённое миропонимание, книги вырабатывают у них определённые нормы поведения».
Поэтому работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя разные методы. Именно о таком близком сотрудничестве - библиотекарь и педагог - мне и хочется рассказать.
Работая в профессии сельского библиотекаря более 25 лет, я каждый год наблюдаю радостные лица первоклассников, когда заявляют, что выучили все буквы и теперь могут читать. Очень похвально! Но вот интерес к чтению падает, когда задания увеличиваются. И чтобы этот интерес не пропал, педагоги и сельский библиотекарь ищут разные формы проведения мероприятий.
Уже не один год вместе с учителем начальных классов Артемьевой Юлией Валерьевной мы создаём и реализуем проекты разной направленности. Первый совместный проект назывался «Чтение с увлечением». Направлен он был на летние чтения. Задача проекта состояла в том, что дети читают книги, заданные на лето, ведут дневник чтения и составляют по прочитанным произведениям задания (викторина, кроссворд, ребус и т.д.). Защита этого проекта проходила в сентябре. И кто не ленился - получал награду.
Проект с другими уже детьми назывался «Лидер чтения». Этот проект работал в течение учебного года и был направлен на количество прочитанных книг. Критерием оценки служили вопросы по произведениям. Незнание ответов и выявляло ленивых ребят. Награда – приз, который и служил стимулом для участия.
Для повышения техники чтения детей пришла идея проводить «Литературные пятиминутки». На уроках литературного чтения использовались читательские пятиминутки с целью развития техники чтения, пополнения словарного запаса, формирования грамотной речи. Дети приносили любую книгу из сельской библиотеки, которую хотели почитать на уроке. В конце года проверка техники чтения радовала всех участников.
Для поддержания интереса к чтению и книге был создан немного необычный проект «Литературный зоопарк». На каждом занятии Юлия Валерьевна знакомила ребят по материалам энциклопедии с одним из представителей животного мира, затем проводились игровые и творческие минутки, и в завершение библиотекарь или дети проводили громкие чтения с обсуждением произведений разных авторов, где главный герой - герой темы урока. А темы были такие: «Птица солнца - журавль», «Добрый хищник – волк», «Быстрая и ловкая, на деревьях живёт и орешки грызёт», «Птичий калейдоскоп: стрижи» и т.д.
Чтение - основа основ. И любая форма по воспитанию культуры чтения, предложенная библиотекарем, всегда приветствуется учителями начальных классов. «Книга в пути» - так называлась библиотечная акция, проводимая совместно с учителем начальных классов Фадиной Н.Н. Книга В. Коршунова «Дом в Черёмушках» путешествовала от ученика к ученику. А условие было простое – прочитать книгу и ответить на вопросы в «путевом листе». Завершающим мероприятием была беседа-диалог по прочитанной книге.
«Литературные жмурки» были одобрены Артемьевой Ю.В. для учащихся её класса. Книги, предложенные библиотекарем, были запечатаны в бумагу, и ребята выбирали для прочтения любую. Цель мероприятия – незнакомую книгу прочитать и после каникул рассказать о ней.
Первоклашки Ефремовой Н.П. на прощание с Азбукой в подарок получали «Читательский дневник», в котором записывали свои первые самостоятельно прочитанные книги из библиотеки. Переходя из класса в класс, этот список рос вместе с юным читателем.
Ещё одна форма работы по воспитанию культуры чтения - это Театр книги «Герои книг на сцене». С постановками по книгам мы не один раз выступали на сцене областной библиотеки для детей и юношества
им. С.Т. Аксакова, а помогали мне в этом педагоги Сидорова Н.Г., Артемьева Ю.В.
Это лишь небольшая часть тех мероприятий, которые проводятся совместно сельской библиотекой и школой. И главная цель их - привить любовь к книге, воспитать культуру чтения ученика и юного читателя, чтобы для каждого из них книга стала близким другом в их взрослой жизни.
Комментарии
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

«Серебряные» добровольцы

1 сентября в колледжах и техникумах

Алексей Русских поручил

Уборочная -2022. К битве за урожай
