---

«Нужно всегда быть готовыми к защите своей Родины»

Поделиться:

23 августа отмечается День воинской славы России - День разгрома советскими войсками немецко‑фашистских войск в Курской битве.

Битва на Курской дуге, длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны.  С обеих сторон в неё было вовлечено более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и миномётов, более 13 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, до 12 тысяч самолётов.
Участником оборонительной операции на Орловско-Курском направлении, которая являлась частью Курской битвы, был ветеран Великой Отечественной войны, полковник, орденоносец Федьчук Игорь Фомич. Познакомились мы в пансионате «Серебряный рассвет», куда ветеран приехал на реабилитацию после перенесённого ковида. Поводом для встречи стало знаменательное событие – 101-й день рождения Игоря Фомича.
Родился он 21 июля 1921 г. в г. Гомеле в семье военного и медсестры. Отец служил в армии, принимал участие в Первой империалистической войне и, продвигаясь вместе с фронтом, оказался в Ростове-на-Дону, где семья и осела на продолжительное время.
Окончив 9 классов, летом 1938 года Игорь Фомич поступил в Вольское военное авиационное училище. Учиться предстояло 3 года, но обучение ускорили, так как шла Финская война и требовались военспецы. Выпустился он в звании лейтенанта, имея военную специальность «техник самолёта» и 2 «кубика» в петлицах (на звёздочки для обозначения звания перешли позже. - Прим. авт.).
Службу начал  под Тбилиси в 83 авиационном полку техником самолёта командира эскадрильи бомбардировщиков СБ, имевших превосходство в скоростных и высотных характеристиках над всеми типами истребителей. В 1940 году их заменили на ИЛ-4 -  двухмоторный дальний бомбардировщик, один из самых известных самолётов Второй мировой войны, который принимал участие во всех важнейших операциях на советско-германском фронте. Тренировались лётчики днём и ночью, нелегко приходилось и техникам.
Война началась для Игоря Фомича в жарком Иране. Эта страна могла выступить на стороне Германии, начать боевые действия по захвату нефтяных месторождений в Баку, поэтому союзниками было решено её оккупировать. Советские войска зашли с севера, англичане высадились на юге. В операции задействована была и бомбардировочная авиация. Бомбили в основном, как вспоминает ветеран, железнодорожные станции, разбрасывали агитационные листовки.
В октябре 41-го пришёл приказ о срочном вылете. Полк перебросили под Москву, где сложилась самая трудная ситуация на фронте. Перед бомбардировщиками стояла задача не дать немцам перейти Волгу и замкнуть кольцо вокруг столицы. Игорь Фомич вспоминает: «Когда подлетали к Москве, с воздуха видели, как из города непрерывными колоннами идут военные части. Все силы были брошены на оборону столицы! Наш полк дислоцировался в Рыбинске. За ночь подготовили самолёты, навесили бомбы и утром – боевой вылет. Погода стояла неблагоприятная - облака не поднимались над землей выше 500 - 600 метров. Приходилось летать низко. И при разрывах осколки от наших 250 - 500-килограммовых бомб попадали по нашим же самолётам. Потери были огромными, на аэродром не вернулись восемь боевых машин (штатная численность самолётов  в бомбардировочных полках составляла 32 штуки. - Прим. авт.).
Дальше был Ленинград, где полк вёл напряжённые воздушные бои, чтобы не дать замкнуть кольцо блокады. Полёты проходили  в чрезвычайно сложных метеорологических условиях. Бомбардировщики, тесно взаимодействуя с наземными войсками, помогали им в отражении многочисленных и яростных атак противника, поддерживали наши войска в боях за улучшение своих позиций.
В январе 1942 года полк обновил материальную часть в Ярославле и выдвинулся в Тулу для участия в Курской стратегической операции. 
- В боях на Курской дуге мы в одном вылете потеряли восемь самолётов. Бомбили днём и шли тремя «девятками» (звенья. - Прим. авт.). Первые две были под прикрытием истребителей, а нас почему-то оставили без сопровождения. Нам и досталась вся огневая мощь противника. В итоге остался один самолет, где я находился, - рассказывает Игорь Фомич. – Несмотря на потери, мы были рады, что внесли свой вклад в победу, ведь после Курской битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии, немцы лишились возможности проводить наступательные операции.
Боевой путь ветерана прошёл через Европу: бои за стратегически важный порт Киркинес в Норвегии (Петсамо-Киркенесская наступательная операция войск Карельского фронта и Северного флота, проведённая против немцев  на севере Норвегии с 7 октября по 8 ноября 1944 года во время Второй мировой войны, также известная как Десятый сталинский удар), участие в Берлинской наступательной операции. В конце войны лётчики 815-го авиаполка (в 1942 году в него был преобразован 83-й полк) наносили удары по целям в Берлине на Ту-2 с аэродрома в Познани. Здесь, в польском городе, Игорь Фомич и встретил Победу: 
- О завершении войны мы узнали раньше страны, ночью 8 мая. Начали сразу палить в воздух из всех стволов до последнего патрона. Дали такой импровизированный салют.
Но война для бомбардировщиков, как оказалось, не закончилась. Их перебросили в Монголию, которая в этот период являлась союзником СССР и принимала непосредственное участие в войне против Японии. И только с разгромом Японии завершилась последняя страница боевой биографии Игоря Фомича Федьчука. За годы войны он прошёл путь от лейтенанта до майора. Вырос от техника самолёта до инженера полка. Конечно, вылетов у него было намного меньше, чем у пилотов. Но и на земле ждала не менее трудная работа.
Война закончилась, но не военная служба. Китай, Дальний Восток, Военная академия имени Н.Е. Жуковского в Москве, Одесса и даже бухта Тикси на берегу Северного Ледовитого океана - куда только не забрасывала судьба Игоря Фомича. За годы службы он блестяще освоил устройство как винтовых, так и реактивных бомбардировщиков: Ту-2, Ил-4, Ил-28, Ту-16, Ту-95, транспортного самолета Ан-12. Больше всего из мирной жизни ему запомнилась служба за полярным кругом в составе оперативной группы «Тикси»:
- Мы летали на дрейфующую станцию «Северный полюс - 6» (СП-6). Это были первые посадки бомбардировщиков на льдину в мире.
В 1963 году Игорь Фомич демобилизовался из армии в звании полковника. Тридцать лет проработал в политехническом институте в Одессе. Награждён орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Японией». 
Во встрече с ветераном приняли участие члены районного Совета ветеранов. Председатель Совета Солдаткина Л.Н. вручила Игорю Фомичу Благодарность главы администрации Карсунского района В.Б.Чубарова за ратные подвиги и большую общественную работу и Сертификат о зачислении его почётным членом  Совета ветеранов Карсунского района. В подарок Игорю Фомичу были переданы рисунки учащихся Карсунской средней школы, посвящённые Курской битве.
Ветеран не сдаётся годам: он прекрасно осведомлён о событиях в мире, следит за международной обстановкой. Рассуждая о российской спецоперации на Украине, с горечью говорит о расцветшем махровым цветом национализме: «Приходилось и мне встречать людей, считающих себя лучше всех, кичащихся национальностью или положением в обществе. Всегда находились те, кто был ещё «круче», и тогда происходили конфликты. Нужно воспитывать молодёжь в терпимости, толерантности, но и обучать защищать свою Родину от врагов. Учить истории страны и воспитывать гордость за неё!».