Год педагога и наставника

В школе знания получают, в библиотеке - приумножают

Поделиться:

  «Книжкин дом» – так с любовью и теплотой называют библиотеку большие и маленькие любители чтения. В XX веке библиотека слышала гораздо больше добрых слов, чем сейчас. Тогда всем было ясно, зачем приходят в библиотеку: студенты – за знаниями, дети – за добрыми приключенческими книгами, искали в произведениях человечность, ответы на вопросы о смысле жизни. В XXI веке всё поменялось, и поэтому возникает вопрос: нужны ли библиотека и библиотекарь? Важнейшим вопросом  считала  детское чтение Н.К. Крупская: «Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определённое миропонимание, книги вырабатывают у них определённые нормы поведения».
Поэтому работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя  разные  методы. Именно о таком близком сотрудничестве - библиотекарь и педагог - мне и хочется рассказать. 
Работая в  профессии  сельского библиотекаря более  25 лет, я каждый год  наблюдаю  радостные лица первоклассников, когда заявляют, что  выучили все буквы и теперь могут читать. Очень похвально! Но вот интерес к чтению падает, когда задания увеличиваются. И чтобы этот интерес не пропал, педагоги и сельский библиотекарь ищут разные формы  проведения мероприятий.
 Уже не один год вместе  с учителем начальных классов Артемьевой Юлией Валерьевной  мы создаём   и реализуем проекты разной  направленности.                                                                                                                                    Первый  совместный проект   назывался «Чтение с увлечением». Направлен он был на  летние чтения. Задача проекта состояла в том, что дети читают книги, заданные на лето, ведут дневник чтения и составляют  по прочитанным произведениям задания (викторина, кроссворд, ребус и т.д.). Защита этого проекта проходила в сентябре. И кто не ленился - получал награду. 
 Проект  с другими уже детьми  назывался «Лидер чтения». Этот проект  работал  в течение учебного года и  был направлен на количество прочитанных книг. Критерием оценки служили вопросы   по произведениям. Незнание  ответов   и выявляло ленивых ребят. Награда – приз, который и служил стимулом для участия.
Для повышения техники чтения детей пришла  идея проводить «Литературные пятиминутки». На уроках литературного чтения  использовались  читательские пятиминутки с целью развития техники чтения, пополнения словарного запаса, формирования грамотной речи. Дети приносили  любую книгу из сельской библиотеки, которую хотели  почитать на уроке. В конце года проверка техники чтения  радовала всех участников.
Для поддержания интереса к чтению и книге был создан немного необычный проект «Литературный зоопарк». На каждом занятии   Юлия Валерьевна  знакомила  ребят   по материалам  энциклопедии  с одним из представителей животного мира, затем  проводились  игровые и творческие минутки, и в завершение  библиотекарь  или дети проводили    громкие чтения  с обсуждением  произведений разных авторов, где  главный герой - герой  темы урока.  А темы  были такие: «Птица солнца - журавль», «Добрый хищник – волк», «Быстрая и ловкая, на деревьях живёт и орешки грызёт», «Птичий калейдоскоп: стрижи» и т.д.   
Чтение - основа основ. И любая форма по воспитанию культуры чтения, предложенная библиотекарем, всегда  приветствуется учителями начальных классов. «Книга в пути» - так называлась библиотечная  акция, проводимая совместно с  учителем начальных классов Фадиной Н.Н.  Книга В. Коршунова «Дом в Черёмушках»   путешествовала от ученика к ученику. А условие было простое – прочитать книгу и ответить на вопросы в «путевом листе». Завершающим мероприятием была  беседа-диалог по прочитанной книге. 
«Литературные жмурки» были одобрены Артемьевой Ю.В. для учащихся её класса. Книги, предложенные библиотекарем, были запечатаны в бумагу, и ребята выбирали для прочтения любую. Цель мероприятия – незнакомую книгу прочитать  и после каникул  рассказать о ней.  
Первоклашки Ефремовой Н.П. на прощание с Азбукой в подарок получали «Читательский дневник», в котором записывали свои первые самостоятельно прочитанные книги из библиотеки. Переходя из класса в класс, этот список рос вместе с юным читателем.
Ещё одна форма работы по воспитанию культуры чтения - это Театр книги «Герои книг на сцене». С постановками по книгам мы не один раз выступали на сцене областной библиотеки для детей и юношества 
им. С.Т. Аксакова, а помогали мне в этом педагоги Сидорова Н.Г., Артемьева Ю.В.   
Это лишь небольшая   часть тех мероприятий, которые проводятся совместно сельской библиотекой и школой. И главная цель их - привить любовь к книге, воспитать культуру чтения ученика и юного читателя, чтобы для каждого из них книга  стала  близким другом  в их взрослой жизни.